У моего четырехлетнего ребенка необычайно сильная привязанность к ее прадедушке - дедушке ее матери. Я называю это необычным, потому что она никогда не встречала мужчину. Я тоже. Он умер за несколько лет до того, как мы с матерью встретились. И все же она слышит рассказы о нем от своей матери и, в частности, попросила у «Наны» фотографию ее «прадедушки, у которого сейчас есть крылья».
Ее мать послушно объяснила, что прадедушка живет на небесах, и у него теперь есть крылья. Моя дочь спросила, скучает ли она по нему, и она ответила: «Да, я очень по нему скучаю», на что моя дочь спросила, почему она не идет к нему? «Небеса очень далеко», - ответила она, на что моя дочь сочувственно ответила само собой.
Это нормально, мамочка, ты можешь пойти на небеса и увидеть его, если скучаешь по нему. Папа будет заботиться обо мне, пока тебя нет!
Она не понимает - как ни один ребенок не поймет, используя такой мягкий язык. Несколько месяцев спустя, когда она смотрела на фотографию прадедушки и прабабушки, она повернулась ко мне (ее мать была на работе) и спросила, могу ли я рассказать ей историю о них. Я сказал ей: «Прости, дорогая, я никогда не встречал твоих прадедушек и бабушек до их смерти».
« ОНИ УМИРАЛИ ?! » - взвизгнула она в верхней части легких и рыдала в течение часа. Она была безутешна. Она знала, что он был на небесах и имел свои крылья, и что он был очень стар, но никто никогда не говорил ей, что эти вещи означают, что он умер. Она понимала смерть как концепцию (если, возможно, не как постоянное состояние - «постоянство» остается сложной концепцией для детей), но у нее не было причин приравнивать их.
Она обнюхивала это в течение недели, и я наконец столкнулся с ней, поскольку она была необычайно тиха. Я притянул ее ближе и попросил рассказать, что в последнее время ее так печалило. Она сказала мне:
Я беспокоюсь о том, что произойдет, когда я умру, папочка.
Я сказал ей, что ей не придется беспокоиться об этом в течение долгого времени, и этот прадедушка был намного старше, даже чем мама и папа, и даже чем «Нана» и «Папа», когда они умирали. Она слегка фыркнула и призналась: «Но мои игрушки будут такими грустными, когда я умру и оставлю их в покое!»
Вывод:
Смерть это естественная вещь. Это будет происходить с кем - то ваш ребенок находится рядом с. Если не член семьи, то друг семьи, домашнее животное или даже любимый персонаж из книги или телешоу. Дети способны справиться с этим. Не бойтесь откровенно поговорить со своим ребенком, даже если трудно объяснить детали. В конце концов, ваша работа как родителя заключается в том, чтобы подготовить вашего ребенка к трудностям, с которыми им придется столкнуться, и одна из них - это смерть любимого человека. Я не могу представить причину, чтобы позволить им быть сбитым грузовиком, вместо того, чтобы учить их тому, что может произойти в будущем.
Мы никогда не обходили концепцию и не избегали дискуссий. Дети имеют тенденцию быть очень фактическими об этих вещах именно потому, что они не знают, что они имеют в виду. Если вы не видите дядю Дэвида, потому что он сейчас живет в Индии, никто не скажет: «Все ли когда-нибудь переезжают в Индию?» Этот вопрос возникает только из реального понимания того, что такое жизнь и смерть. Как только они станут достаточно взрослыми, чтобы спросить об этом, им нужны истинные ответы. Но вы можете прятаться за «обычно» и «нормально» на некоторое время дольше. «Да, все рано или поздно умирают, как правило, когда они очень старые, как [пожилой родственник, который недавно умер.» »
Я обнаружил, что с дошкольниками это помогло сказать «он умер», а не «он умер». Я думаю, что маленьким трудно иметь дело с постоянными состояниями, такими как «он черный» и более изменчивыми, такими как «он в плохом настроении» с той же грамматикой. Таким образом, использование глаголов, когда это возможно, делает их более понятными. И, конечно же, избегайте таких эвфемизмов, как «перешел», «перешел» или «живет с Иисусом сейчас».
У одного из моих детей был хомяк, который умер (это фактическая особенность хомяков, они очень недолговечны) и был очень очень расстроен. В середине всего этого я услышал мета-наблюдение: «Если я так расстроен из-за [хомяка], как это будет, когда…», и предложение даже не могло быть закончено, это было так огорчительно. (На тот момент у них все еще были все их дедушка и бабушка, и они потеряли три за эти годы с тех пор.) Но принятие того факта, что вы никогда не увидите своего хомяка снова, и наблюдение, что жизнь в конечном счете возвращается к новому нормальному состоянию без хомяка, делает его немного менее унылым и ужасно в первые дни после потери человека. Вы знаете, что это происходит и меняет вас, но через некоторое время вы снова станете собой.
источник
Когда мне было около 5 лет, я вспоминаю, как прогуливался по кладбищу с моими родителями и мне говорили, что мне нужно быть спокойным, потому что это место, где похоронены мертвые люди. Я помню свою полную неспособность понять концепцию (включая причудливый мысленный образ процесса, потому что я неправильно воспринимаю «похоронить» как «ягоду»).
Исходя из моего собственного опыта, я бы сказал, что нет причин избегать этой концепции, но не удивляйтесь, если дети сначала не поймут.
источник
Технически о возрасте 9-10 лет, но это - как всегда - зависит от ребенка. Но иногда вы сталкиваетесь с этим и не можете избежать этого.
В целом игнорирование концепции смерти является защитным механизмом, поэтому дети не думают о своем величайшем ужасе: смерти своих родителей. Когда сталкиваешься со смертью, можно сказать им, что произошло, и упомянуть, что это что-то нормальное (и мирное), с которым в конечном итоге сталкиваются все. Но всегда имейте в виду, что вы, как родители, конечно, не умрете в течение длительного времени, как если бы вы могли сделать это в тот момент, когда все сделано. Вы в основном обещаете им не умереть.
Столкнувшись с такими травмирующими ситуациями, как смерть одного из родителей или очень близкого друга, дети стремятся защитить других (родителей, друзей) от смерти и могут по-настоящему сойти с ума по этому поводу. В некоторых действительно травмирующих случаях необходима психологическая помощь, в других срабатывает защитное невежество, и они преодолевают это.
источник