Используется ли алгебраическая нотация только для того, чтобы сообщать ходы шахмат в письменной и устной форме, или игроки должны стремиться использовать их также и в процессе мышления?
В превосходном «Улучшающем шахматном мыслителе» Дана Хейсмана , в котором анализируется мыслительный процесс шахматистов, первоначально изученный Адрианом де Гроотом , Дэн просит шахматистов словесно сформулировать свой мыслительный процесс, используя алгебраические обозначения. Он включает в себя несколько стенограмм от начинающих до мастеров, включая перевод Макса Эйве в переводе с описательной записи, который выглядит следующим образом:
[Краткая выдержка из анализа Макса Эйве о позиции «де Гроота А»]:
«1. Nxd5 Nxd5 2. Bxd5 Bxg5 - нет, тогда ничего, 3. Rxc6 - симпатичный ход, но в конце все все остается висящим. Что-то еще: 2. Bxe7 - он просто забирает обратно. 1 ... exd5 очень выгодно (для меня); он этого не сделает; это не нужно расследовать ... »
Оценивают ли гроссмейстеры ходы кандидатов, думая: «Я беру туда, они берут с конем» или «Nxd5 Nxd5» ? Является ли нотация, которая появляется в стенограммах, прямым отражением реального процесса мышления или просто озвучиванием того, что они думают, чтобы донести свои идеи до исследователя или тренера?
Или, другими словами, шахматистам выгодно думать в алгебраической нотации (потому что, возможно, быстрее думать на «языке шахмат»?), Или это просто помощь для общения?
Когда дело доходит до реального мышления, я могу говорить только за себя. Я думаю в описательной записи. Но не было никакой алгебраической записи, когда я впервые играл в турнирах. Алгебраическое было сделано, чтобы лучше передавать ходы без ошибок большему количеству игроков на всех языках.
В описательной нотации были часты ошибки, потому что люди небрежны и не понимают, что, например, епископ может сделать очевидный захват, но и юридически захватить что-то еще.
Также в описательной записи есть много сокращений для произведений на разных языках. Алгебраический избегает необходимости знать язык, на котором была написана игра.
В наши дни все больше людей, вероятно, думают алгебраически, потому что именно этому их учили, когда они изучали игру. Для меня я могу подумать об этом на несколько ходов, чтобы обсудить позицию, но для всей игры, например, когда я играл с завязанными глазами против других, это было бы невозможно.
И я подозреваю, что тем, кто на чёрной стороне, труднее делать то, что симметрично, для тех из нас, кто использует описательную запись.
источник