Я заинтересовался советской космической программой и с интересом обнаружил, что программное обеспечение на космическом корабле "Буран" примерно в 1988 году было написано на Прологе.
Кто-нибудь знает, какие языки могли использоваться в более ранних миссиях, особенно в миссиях на марсоходе PrOP-M в начале 1970-х годов, которые были несколько автономными и могли преодолевать препятствия?
редактировать
Мой источник для Buran Prolog - это рассекреченный документ с сайта ЦРУ с мая 1990 года. Я не смог найти версию OCR, так что вот соответствующая цитата из p. 0449:
Согласно литературе с открытым исходным кодом, Советы использовали французский язык программирования, известный как Prolog, для разработки бортового системного программного обеспечения для автомобиля Buran ...
Ответы:
Есть книга на русском языке, немецкий Носкин, Первые компьютеры (буквально бортовые цифровые вычислительные машины ) для космических приложений (Герман Носкин, Первые БЦВМ космического применения), ISBN 978-5-91918-093-7.
Сам автор участвовал во многих ранних проектах (в основном в области аппаратного обеспечения) и, по его словам, долгое время пользовался популярностью аналогового оборудования, он упоминает, что для задач космической встречи не использовались цифровые компьютеры до конца 70-х годов. Благодаря этой политике многие цифровые компьютеры были действительно доказательством концепции, хотя и использовались в других областях советской экономики. Первый компьютер, по его словам, использовавшийся на борту, был Argon-11S (Аргон-11С) во время беспилотных полетов на Луну ближе к Аполлону-8 во времени. Также Носкин вкратце говорит, что бортовой компьютер «Салют-4» был совместим с компьютерами общего назначения ES, использовавшимися в советской экономике, поэтому было возможно разрабатывать программное обеспечение на PL-1 и Fortran.
На российских сайтах есть несколько упоминаний о языках программирования Buran. По словам Владимира Паронджанова, инженера из программы ( Почта России ), были разработаны три языка, использующих русский язык в качестве основы: PROL2 (ПРОЛ2) для бортовых программ, Dipol (Диполь) для испытаний на грунт и Laks (Лакс) для моделирования. Все они были предназначены для использования не только профессиональными программистами, но и инженерами из других областей.
Когда программа Buran была закрыта, они были объединены в новый язык Drakon (Дракон, русское слово «Дракон»), который, как утверждается, был «графическим» языком, имеющим двумерные описания программ и использующий произвольные известные языки. для генерации кода. Этот язык также был предназначен для использования не программистами. Этот язык, вероятно, не имеет и международного сообщества и даже не известен в России, хотя его автор, Владимир Паронджанов, активно продвигает его ( статья в русской статье в Википедии очень длинная и даже была однажды удалена за несоблюдение правил Википедии). Дракон был впервые использован для программирования миссий « Морской старт» и с тех пор используется в других российских космических программах.
источник
В 80-х годах третье поколение бортовых компьютеров Argon использовало Pascal, Fortran и Si. (Si?). Я не нашел никакого другого языка, кроме ассемблера, используемого до этого.
Из аргонской бортовой компьютерной истории
а также
Один из них, бортовой компьютер SB-3580, имел:
Источник: Представляем Аргон
источник
Мой отец работал в ЦНИИ РТК и участвовал в разработке программного обеспечения для манипулятора Buran ( http://www.buran-energia.com/bourane-buran/bourane-consti-bras.php ) Программное обеспечение было разработано на ES EVM (советский клон IBM S / 360-370) с использованием Fortran из-за тяжелых вычислений.
источник
Я несколько лет назад наткнулся на эту статью в цитате ACM " История APL в СССР ". Его написали Андрей Кондрашев (Вычислительный центр РАН) и Олег Лукша (Обнинский образовательный центр).
Интересная цитата из статьи:
источник